Экономика в лицах
Генри Форд и производительность труда
Одним из самых замечательных, хотя и неоднозначных изобретений
человечества в сфере специализации и разделения труда явился конвейер
— могучее средство повышения производительности.
Его создателем был Генри Форд (1863-1947) — отец массового автомобилестроения,
человек талантливый и жесткий. Идея конвейера родилась
у него после того, как созданная им компания по производству
автомобилей (третья по счету, поскольку две предыдущие разорились
из-за нехватки у него опыта организации производства) перестала справляться
с заказами, которые за один год увеличились вдвое.
И тогда весной 1913 г. в цехе по сборке магнето (основного элемента
по сборке зажигания) Форд запустил первый в мире конвейер. Раньше
сборщик магнето работал за столом, на котором у него был полный
набор деталей для этого устройства: магнитов, болтов и клемм. Умелый
читать дальшесборщик за смену (9 ч.) собирал около 40 магнето.
По новой системе, каждый сборщик должен был выполнять лишь одну
или две операции (т. е. специализировался в еще большей мере, чем
раньше, когда он умел выполнять все операции по сборке магнето), прежде
чем заготовка магнето переходила в руки его соседа.
Это позволило сократить время на сборку одного магнето примерно с
20 мин. до 13 мин. 10 сек. А когда Форд додумался заменить прежний низкий
стол для сборки на поднятую повыше движущуюся ленту, которая сама
задавала темп работе, время сборки сократилось до 5 мин. Легко подсчитать,
что производительность труда при этом возросла в 4 раза!
Когда же принцип конвейерной сборки был внедрен Фордом во всех
цехах, время на сборку ходовой части автомобиля уменьшилось с 12,5 ч.
до 93 мин., т. е. производительность труда выросла в 8,1 раза. Это обеспечило
рост производительности труда и всего завода Форда в целом.
Когда в 1914 г. выпуск машин здесь увеличился в два раза, число работников
удалось сохранить прежним. Между тем такое же увеличение
выпуска в предыдущие годы требовало от Форда и двукратного увеличения
числа наемных работников.
Этот выдающийся результат превратил компанию Форда в крупнейшую
автомобильную фирму США и навсегда вписал его имя в историю
человечества как одного из тех, чья изобретательность дала возможность
людям найти новый способ повышения уровня благосостояния.
Такое увеличение производительности труда позволило Форду выпускать
свои машины с куда меньшими затратами, чем у конкурентов, продавать
их дешевле и захватить рынок. В этих условиях конкурентам не
оставалось ничего иного, как тоже внедрять конвейер на своих предприятиях.***
Предпринимательство — особый род таланта. Специалисты считают,
что в любой стране к такой деятельности способны не более 3—5% граждан.
И для таких людей — коммерсантов от Бога — желание заняться
предпринимательством порой оказывается сильнее страха смерти.
Так, в СССР частное предпринимательство десятилетиями считалось
уголовным преступлением и каралось жесточайше, вплоть до расстрела.
И тем не менее всегда существовали подпольные фирмы, «цеха»,
прекрасно организовывавшие свою деятельность, хотя и на основе нелегально
полученного сырья и оборудования (легально-то получить его
было нельзя!).
читать дальшеНапример, в 60-е годы советская печать много писала об
уголовном деле группы предпринимателей, организовавших нелегаль-
ный цех по изготовлению женских кофточек. За взятки большому начальству
они получили шерстяную пряжу и необходимое оборудование.
Цех начал выпускать красивые и теплые кофточки, которые охотно покупали
женщины по всей стране, и продажи фирмы достигали сотен
тысяч рублей — огромной по тем временам суммы.
«Преступники» были пойманы отделом по борьбе с хищениями социалистической
собственности — специальным подразделением милиции,
боровшимся с предпринимателями наравне с обычными жуликами.
Был организован показательный суд. Руководителей фирмы приговорили
к расстрелу, а остальных отправили на длительные сроки заключения
в лагеря. Созданное ими производство ликвидировали, а кофточки
стали покупать за валюту в других странах, поскольку государственные
предприятия ничего подобного (даже из того же самого сырья)
делать не умели.
Десять лет спустя аналогичное уголовное дело было возбуждено против
группы одесских предпринимателей. Они организовали подпольный
цех по производству поддельных джинсов фирмы «Lee». По оценкам
экспертов, эти джинсы по качеству ничуть не уступали оригинальным
изделиям знаменитой фирмы.
Предпринимателей судили. Но не за подделку чужой марки, что было
бы справедливо, а за сам факт занятия частным бизнесом. Но государственные
фабрики аналогичных джинсов сшить не могли. А поскольку
джинсы были остродефицитным товаром, то пришлось покупать оборудование
и технологию джинсового производства в Италии. Расплачиваться
за эти поставки (и за джинсы, которые все равно нужно было
импортировать со всего мира, даже из Индии) пришлось валютой, полученной
от продажи за рубеж нефти и газа.